Новый год или почему люди такие
КМ
Почему даже самые устоявшиеся жизненные решения пошатываются привязанностью к людям? Буддист-бомж и нигилистка Татьяна копаются в тайнах бытия.
8
76
14
Оценка: 0 / 10
8 Октября 2020
Синопсис:

Мой первый сценарий к пьесе. Написан в 2018 году мною.

Информация:

Награды:
Новый год или почему люди такие
Арт-хаус Драма
Ева Андрианова

ИНТ. КВАРТИРА МАТЕРИ ДЕНЬ
В новогодней обстановке семья из двух человек МАТЕРИ и ДОЧКИ готовят обед на кухне. Матерь полная, мягкая и боязливая пожилая женщина лет шестидесяти. Дочь худенькая, сухая и тихонькая девочка лет пятнадцати. Дочь суетиться возле елки. Мать несет на стол предметы.
МАТЕРЬ
(тревожно)
Сейчас уже придут СОФЬЯ И ТАТЬЯНА. Помоги мне накрыть на стол. Не каждый день жалуют - все в делах. Софья Олеговна работает до изнеможения: побледнела, осипла, волосы сединой окончательно покрылись. Жаль мне ее.
ДОЧЬ
Да, маменька.
Дочь принимается за работу. Берет полотенце с кухонного стола и несет к раковине. Ставит стаканы на стол и расставляет столовые приборы.
Матерь берет с плиты кастрюлю с каким-то блюдом, несет к обеденному столу и на полпути случайно выплескивает горяченное содержимое кастрюли на себя.
МАТЕРЬ
(со средним визгом, переходящим в вой)
А! Горячо! Что ж за день сегодня такой, господь милостивый. Заляпала одежду
- теперь отмывай. Какая я неряшливая. Что подумают гости? Увидят меня таком виде и больше не придут. Всем в округе сообщает, какая я плохая хозяйка.
Дочь подбегает к матери и берет у нее кастрюлю, доносит ее к столу и возвращается к воющей матери.
ДОЧЬ
Все хорошо, маменька. (ДАЛЬШЕ)
(ПРОД.) От одного пятнышка ты не станешь плохим человеком, тем более плохой хозяйкой. Софья и Татьяна прекрасные люди - они не станут нас порочить.
В дверь квартиры раздается звонок и настойчивый стук. Это пришли Софья и Татьяна.
Софья одета в черное, строгая, прямолинейная и умная женщина лет тридцати пяти.
Татьяна в белой футболке и черной накидке, близкий друг Софьи, заботливая и красивая женщина лет сорока.
За дверью уже доносится их неразборчивый спор. Видимо Татьяна отчитывает Софью за нетерпеливый грохот в дверь.
МАТЕРЬ
Бегу, бегу! Сейчас открою. Доченька, идем встречать гостей.
Матерь открывает дверь и радостно приветствует гостей. Она обнимает по очереди их обеих.
Софья нехотя кладет одну руку на плечи Матери и сразу же отгораживается. Потом подходит к Дочери и протягивает ей руку.
СОФЬЯ
Здравствуй, девочка.
ДОЧЬ
Добрый день, Софья Олеговна. Спасибо, что пришли.
СОФЬЯ
Спасибо от "Спаси Бог" - меня не надо спасать.
В это время Татьяна с улыбкой принимает поздравления Матери с НГ.
МАТЕРЬ
(Татьяне с улыбкой)
Как я рада Вас видеть! Благодарю за то, что пожаловали в наш скромный дом в этот праздник. Вон моя доченька, поглядите, как выросла.
Доченька, поди сюда.
Дочь отходит от Софьи и становится рядом с Матерью.
ДОЧЬ
Добрый день, Татьяна Святославовна. Рада Вас видеть.
ТАТЬЯНА
Привет, малыш. Как у вас вкусно пахнет.
ДОЧЬ
Обед подоспел к вашему приходу. Пройдемте на кухню.
Татьяна помогает Софье снять верхнюю одежду, вешает ее на крючок, затем снимает свою и вешает туда же.
Вчетвером проходят на кухню.
Софья сразу же моет руки в раковине и садиться на стул.
Татьяна ненадолго застывает посреди кухни, осматривая обстановку вокруг.
Матерь начинает накладывать еду гостям. Дочь наливает какую-то жидкость в стаканы.
Софья положила ногу на ногу и презрительно уставилась на елку.
СОФЬЯ
Срубленное дерево посреди квартиры - талисман глупости и безрассудства. (ДАЛЬШЕ)
(ПРОД.)Да и тот факт, что празднование Нового Года во времена язычества сопровождалось жертвоприношением, а конкретно выводом молодой девушки-снегурочки на мороз до окоченения, в качестве подарка Всевышнему, полностью не волнует людей. Им важно создать иллюзию радости. Они отмечают что- то, даже не зная, что это такое и как оно появилось.
МАТЕРЬ
О! Не могу поверить в такой ужас! Софья Олеговна, молю Вас, скажите, что это не правда!
СОФЬЯ
Еще какая правда. Вот и скажите мне, подтвердите мои рассуждения: Вы, собственно, имели интерес к истокам какого-нибудь праздника?
ТАТЬЯНА
Соня, прекрати. Это мы можем с тобой дискутировать на подобные темы. Не надо рушить чьи-то ценности.
СОФЬЯ
Какие же это ценности? Это следование навязанным традициям и нерадивость к собственной жизни. Тебе нагло врут, а ты и рад - тебе думать не надо.
На кухне повисла тишина, только из окон доносился шум улицы и крик вороны, на который все, кроме Софьи, повернули головы.(ДАЛЬШЕ)
(ПРОД.)Все уселись за стол и начали тихо обедать. Никто не осмелился сказать что-то наперекор Софье.
ИНТ. СОСЕДСКАЯ КВАРТИРА НАПРОТИВ ДЕНЬ
Здесь живет несчастная женщина и ее дочь. Их квартира ветхая и маленькая.
Сумасшедшая женщина лет семидесяти девяти, пожилая, в упадке сил и обделенная любовью дочери. Это ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА.
Дочь лет двадцати не испытывает никаких чувств к матери, кроме ненависти и презрения. Она хочет жить своей жизнью, а матерь повесилась на нее, слово балласт. Это ЖАННА ИВАНОВНА.
В квартире стоит крик. Жанна ругается с Верой. Вера видит во всем опасность, не выходит из дома и не выпускает свою дочь. Вера сидит на кресле. Жанна стоит над ней.
ЖАННА
(вне себя, кричит)
Ты меня уже достала со своей паранойей. Давай хотя бы в праздник не будешь устраивать эту комедию. Я уйду от тебя и будешь сама с собой бояться.
ВЕРА
(взахлеб)
Я же тебя люблю, родная и не хочу, чтобы с тобой что- нибудь случилось. Дома безопасно. Мы будем тут защищены.
ЖАННА
Лучше жить, рискуя всем: здоровьем, жильем, имуществом, да чем угодно! Лишь бы видеть мир, веселиться, любить, знать все-все на свете. (ДАЛЬШЕ)
(ПРОД.)А ты принуждаешь меня находиться в постоянном одиночестве.
ВЕРА
Любовь в сущности, возникает в одиночестве, когда рядом нет ее объекта, и направлена она не на того, кого любишь, а на выстроенный умом образ, связанный с оригиналом.
(ДАЛЬШЕ)
ВЕРА (ПРОД.)
Тебе же лучше, никуда не ходи, никого не видь и не будет у тебя никаких оригиналов, из- за которых ты будешь страдать.
Жанна подходит к трюмо и берет какой-то ящичек. Возвращается к Вере.
ЖАННА
(роется в ящичке)
Ты так говоришь из-за него, да? Или у тебя в голове опять кто-то шепчет?
(достает из ящичка старую фотографию и подносит к лицу Веры)
Это все из-за отца? Ты будешь говорить? Будешь?
ВЕРА
(смотрит куда-то рассеянно вдаль)
Я? Что тебе говорить?
(переводит взгляд к дочери и вытаращивает глаза на нее)
Зачем ты кричишь на меня? И почему ты в одежде? Я тебя никуда не отпускала.
Жанна убирает старую фотографию куда-то себе в сумку. Ящичек ставит обратно на трюмо и возвращается к Вере.
ЖАННА
Я ухожу. Сил больше нет с тобой здесь быть.
Вера Васильевна встает с кресла и подходит ближе к Жанне. Жанна стоит молча и ждет. Вера пытается обнять Жанну, но та вырывается.
ЖАННА
(кричит)
Да убери от меня свои руки! Я тебя не хочу видеть! Я ненавижу твои слова и тебя. Я ненавижу каждый здешний угол, каждую щепку в этом доме. Никогда, слышишь, больше никогда ты не сможешь меня запереть. Я ухожу.
А ты,
(ехидно)
дорогая мамуля, оставайся в своей безопасной клетке.
Люби в одиночестве, как ты мне советуешь. Счастья- здоровья-не-хворать.
Жанна надевает верхнюю одежду, берет свои пожитки и быстро уходит через дверь. В квартире повисла тишина. Вера Васильевна сидит минуты три, уставившись куда-то в стену. Через какое-то время начинает навзрыд выть, затем метаться по комнате и звать Жанну на помощь.
Вера выходит из своей квартиры и идет к соседям. ИНТ. КВАРТИРА МАТЕРИ ДЕНЬ
В дверь громко и настойчиво стучат, слышен вой. Это Вера Васильевна.
МАТЕРЬ
Кто это? Случилось чего, не дай Бог! Плачет! Убийство? Ограбление?
СОФЬЯ
Убийство скуки. (ДАЛЬШЕ)
(ПРОД.) Давненько ничего путного не происходило.
ТАТЬЯНА
Снова за свое. Брось.
Матерь пошла открывать дверь. В квартиру ворвалась заплаканная женщина с диким взглядом. Она вбежала на кухню и стала кричать о помощи.
СОФЬЯ
Прекратить истерику. Что стряслось? Пожар? Война? Соль закончилась?
Софья залилась гоготом.
Матерь и Дочь подошли к Соседке. Матерь крепко обхватила Соседку своими руками и повела к дивану. Дочь пошла на кухню взять стакан воды.
Татьяна отошла от хохочущей Софьи и подошла к Матери.
МАТЕРЬ
Расскажите, что случилось, мы поможем, чем можем.
Дочь приносит стакан воды и протягивает его Соседке.
ВЕРА
(взахлеб)
Она ушла от меня! Ушла! (переводит дыхание)
Я же люблю ее всем сердцем, а она так со мной. Я старый человек, больной. Мне жить осталось...
(начинает рыдать)
ТАТЬЯНА
Кто она?
ВЕРА
Моя дочь Жанна. Она ушла. Помогите, мне так плохо, так плохо без нее.
МАТЕРЬ
А почему? Ее кто-то принудил? У нее все хорошо? Она никуда не вступила? А то знаем мы этих, заманят, обманут и детей не видать.
ТАТЬЯНА
У меня есть связи с людьми, могу выяснить - где она.
ВЕРА
Нет, не надо, она сказала, что ненавидит меня и не хочет меня видеть.
Размахивала какой-то бумажкой и ушла из дому.
(кривит лицо)
Что-то мне п…п…плохо. У вас так душно. Сердце на погоду колит.
Вера Васильевна хватается за сердце и бьется в судорогах. Вера что-то невнятно выкрикивает. Вера извивается в кресле, с ног сваливаются тапки, сползает платок.
Матерь стягивается с места и бежит к телефону.
МАТЕРЬ
Быстрее! Надо вызвать скорую! Доченька, открой окна. Аа! Где же он?
Матерь находит телефон и вызывает скорую помощь. Дочь открывает окна. Татьяна подходит к Софье.
Софья с занимательным взглядом наблюдает за происходящим. Она отпивает жидкость из стакана и встает с места. Софья и Татьяна подходят к окну и вдыхают свежий воздух.
СОФЬЯ
Ничто так не придает сил, как какая-нибудь спонтанная напасть. То, что отнимает энергию у одних - дает ее другим. (ДАЛЬШЕ)
(ПРОД.) Энергия циркулирует в пространстве. Ее не может быть больше, чем есть. Она не восполняется. Все по кругу, все по кругу движется. Сейчас мы можем наблюдать перерождение энергии.
Вера Васильевна перестала крутиться на месте и умолкла. К ней подошла Матерь и стала нащупывать пульс.
ТАТЬЯНА
Правильные вещи ты говоришь, но нравственностью тебя не наградили. У человека горе, а ты хохочешь, рассуждаешь о чем-то. У тебя хоть какие-то моральные нормы существуют?
СОФЬЯ
Ваши нормы и нравственность
- глупость. Они придуманы для стеснения личности. Вам сказали, что как-то не положено - вы обставились кирпичным забором правил и сидите за ним. А забор то, картонный.
ТАТЬЯНА
Пошли во дворе пройдемся. У меня нервы кипят, когда
кому-то плохо. Иногда мне не хватает твоего железа в голове. Как тебе удается быть такой безразличной?
СОФЬЯ
Я заранее знаю, что от моей помощи ничего лучше не станет. Если потерять в такие моменты самообладание, можно упустить момент созерцания. В панике ты не сможешь наблюдать за реакцией людей. (ДАЛЬШЕ)
(ПРОД.) Значит, получить опыт не удастся.
Софья и Татьяна идут к двери. Татьяна помогает надеть верхнюю одежду Софье и одевается сама. Они выходят из квартиры, не прощаясь ни с кем.
Софья и Татьяна спускаются по лестнице и выходят из подъезда.
НАТ. ДВОР ДЕНЬ
Софья и Татьяна идут по двору. Софья остановилась и уставилась в небо. Татьяна не сразу это заметила и ушла чуть дальше. Татьяна обернулась и увидела стоящую Софию. Подошла к ней и начала искать в небе то, что увлекло взор Софьи.
ТАТЬЯНА
И чего ты уставилась? Слишком долго дома сидела? Как небо выглядит забыла?
СОФЬЯ
Все я помню. Просто вспомнилась книга одна. В ней так ясно изложено небо в сравнении с душой человека. Да и вообще, я люблю природу. Это все-таки не человек. Человек уродлив, а природа нет.
ТАТЬЯНА
Люди - единственное, что у нас есть. По одиночке мы бы не справились. Человек даже тебе нужен. Наверно поэтому ты меня терпишь. Так ведь?
СОФЬЯ
Человек - самое бессмысленное и жестокое существо на Земле. (ДАЛЬШЕ)
(ПРОД.) Он несет разрушение: портит природу, убивает живность, в конце концов, сам страдает. Я себя не хочу обрекать на участь мученицы. А с тобой как-то легко. Хоть иногда ты мне нотации читаешь. Не без изъянов.
(смеется)
Было бы тебе плохо со мной - ушла бы.
Софья опустила голову и пошла вперед. Татьяна за ней.
Навстречу Софье и Татьяне шла женщина лет сорока в каком- то балахоне, волосы растрепаны, вид расслабленный и странный. Это ЗАЯН ПЕРЕСВЕТОВА.
СОФЬЯ
Ты посмотри. Ха-ха. Это же отрешенная птица улицы.
ТАТЬЯНА
Прошу тебя, не цепляйся к ней. Просто пройдем мимо.
СОФЬЯ
Нет уж, сегодня такой необычный день! Аж дышится легко.
(кричит вдаль) Эй, заяц! Доброго просветления, как здоровьице? Не голодна?
Софья подошла ближе к Заян, а Татьяна осталась на месте.
ЗАЯН
Приветствую Вас. Хочу напомнить, что имя мое Заян. Чувствую себя отлично. Вас что-то тревожит? Будьте терпеливы к моему образу жизни. Терпение - это противоядие от гнева. Гнев порождает зло. (ДАЛЬШЕ)
(ПРОД.) А я желаю, чтобы зла было как можно меньше.
СОФЬЯ
Зло порождает энергию, а она очень ценна.
ЗАЯН
(безмятежно)
Это отрицательная энергия. Она не во благо действует.
СОФЬЯ
Главное в любом деле - это финиш, а не дорога к нему.
ЗАЯН
У Вас неверный путь. Ваши догмы антигуманный.
СОФЬЯ
Как же мне найти правильный путь? Иду себе всю жизнь к истине, а Вы вдруг решили назвать меня глупцом.
ЗАЯН
Все вы идете к истине различными путями, а я стою на перекрестке и ожидаю вас…
СОФЬЯ
Еще и продолжает! Ты, со своим просветлением, называешь меня невеждой? Ну тогда и поступки у меня будут соответствующими.
Софья в секунду вспыхнула. Софья накинулась на Заян, ударила ей по лицу и повалила на землю. Софья саданула Заян ногой, наклонилась к земле и начала неистово колотить по Заян руками. Заян не сопротивлялась. Заян лежала, свернувшись клочком, и только повизгивала иногда.
Татьяна стояла, как парализованная, выпучив на драку глаза. (ДАЛЬШЕ)
(ПРОД.) Она открыла рот и прикрыла рукой ужас, исходящий из него.
СОФЬЯ
Как тебе такое? Путь у меня неверный, глупый. Я хотя бы не на улице обитаю.
Животное!
Из-за угла дома показался силуэт. Это друг Заян АЯНА ЮМДОЛГОР. Девушка лет двадцати пяти, приятная на лицо, одета в какой-то балахон.
Аяна увидела драку и рванула к Заян.
АЯНА
Заян! Заян! Отпусти ее!
Аяна бросается на Софью и тащит ее за плечи назад. Аяна с силой отбрасывает тело Софьи в сторону, подходит ближе к Заян, садится возле и ощупывает ее тело.
АЯНА
Все в порядке? Ты не ранена?
ЗАЯН
(медленно)
Да, мне послали испытание, а я его выдержала. Все хоро…
(замолкает и закрывает глаза)
АЯНА
(тревожно кричит) Заян? Заян? Очнись!
Аяна поднимает голову на Софью и смотрит на нее. Татьяна отошла от шока и приблизилась к Заян и Аяне. Заян замычала и стала шевелиться.
ТАТЬЯНА
Простите мою подругу, она сегодня сама не своя: у нас знакомая в неважном состоянии.
АЯНА
Ничего, ничего. Оклемаешься. А теперь - уходите.
Татьяна подходит к Софье, которая встает с земли.
ТАТЬЯНА
(сухо) Поднимайся. Мы уходим.
Софья встала на ноги и молча посмотрела на Татьяну. Татьяна и Софья уходят и ничего не говорят Заян и Аяне.
Татьяна и Софья проходят в конец двора. Татьяна останавливается и смотрит на Софью.
ТАТЬЯНА
Ну и кто ты после этого? Чего ты добилась?
СОФЬЯ
Я та, кем являюсь.
ТАТЬЯНА
Значит ты ужасный человек, как же я раньше не замечала? Будь благоразумной - перестань нахальничать. Ты погрязла в бесстыдстве. Нет на свете большего несчастья, чем не уметь сострадать.
СОФЬЯ
Что? Сострадание? Кем оно придумано? И для чего? Ты страдаешь за другого - какая нелепость!
ТАТЬЯНА
Да для того, чтобы наша Душа становилась больше, и ты мог постичь безграничную любовь каждой частичкой своего тела. Это вселяет в человека силу.
СОФЬЯ
Вселяет силу не в тебя самого. Самое значимое - это твой собственный стержень.
Ты и только ты. Потом остальные.
ТАТЬЯНА
Это говорит твоя эгоцентричность.
СОФЬЯ
Вешай на меня любые штампы. Пока ты не осознаешь мою правоту, к сожалению, и ты рано или поздно станешь несчастной. Ты раздашь частички своей Души кому попало. Вот конец. Вот настоящая смерть.
ТАТЬЯНА
А как же любовь? Ты даже ее отрицаешь? Ведь любимому человеку ты готов полностью и безвозвратно отдать все, что угодно.
СОФЬЯ
Разве ты не поняла? Любовь - самая губительная сила, существующая когда-либо. Она разрушает человека, будучи незримой. Любовь существует, как образ.
(ДАЛЬШЕ)
СОФЬЯ (ПРОД.)
И ее настолько вознесли, что каждый мечтает об одном - быть любимым. Это и ломает. Человек сходит с ума.
ТАТЬЯНА
Ты заблуждаешься. И любовь, и сострадание - величайшие силы, данные человечеству во благо.
СОФЬЯ
Любовь - это лабиринт, имеющий один выход - страдание.
ТАТЬЯНА
Прости, но я не могу находиться с таким черствым человеком. Наши пути параллельны.
СОФЬЯ
Мой путь - развитие, и я не хочу, чтобы какие-то там люди сбивали меня с целей.
ТАТЬЯНА
Ах, вот так? Я тебя сбиваю?
СОФЬЯ
Ты не можешь трезво мыслить. У тебя в голове гранитные рамки. Я не могу сквозь них пробраться.
ТАТЬЯНА
Я считала тебя другом, а ты так со мной…
СОФЬЯ
Дружба - это еще одно недоразумение. Дружба - это взаимное пользование. Не более.
ТАТЬЯНА
(кричит)
Я больше не хочу тебя слушать! Убирайся!
(со слезами)
Татьяна начинает махать руками и несильно толкать Софью за плечи.
Софья стоит на месте и не сопротивляется.
ТАТЬЯНА
Я не могу тебя вразумить, ты непробиваемая! Я больше не хочу стараться ради тебя.
СОФЬЯ
Таня, я не хотела тебя обидеть…
ТАТЬЯНА
(в истерике)
Уходи! Уходи! Уходи! Я больше не хочу тебя видеть! Никогда!
Татьяна падает на колени и неистово рыдает.
Софья хватается за свою голову и начинает вертеть ею в разные стороны. Софья чешет затылок пару раз, опускает руки и смотрит в небо. Софья опускается к Татьяне.
СОФЬЯ
Прости меня за все. Я стану лучше, я буду тебя слушать, я научусь всему, что захочешь. Ты мне очень дорога. Ты - самый лучший человек в моей жизни. Прости меня, прости, прости.
Софья прижимается к спине Татьяны и закрывает глаза. Татьяна перестает выть и поднимает голову к Софье.
ТАТЬЯНА
Обещаешь?
СОФЬЯ
Обещаю.
ТИТР:
Вот так, даже самые устоявшиеся жизненные решения, пошатываются привязанностью к людям.

Оценить сценарий:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Общая оценка: 0
Выберите #хэштеги для этого сценария:
#актуально #банально #бездарно #браво #грамотно #дешёвка #динамично #до слез #дочитал #зачем это? #и всё? #и что? #интересно #куда катишься? #куда краснеть? #куда рыгать? #молодец #неинтересно #необычно #неплохо #непонятно #нудно #одни ошибки #понравилось #поучительно #пошло #предсказуемо #разочарование #сопливо #старьё #талант #улыбнуло #умница #экранизируй! #это уж слишком
Загрузка комментариев...