Великие сценарии без цели
09.02.2020
Драматургию "придумали" так давно, что и до сих пор неизвестно когда точно и кто точно всё это начал, однако схема драматургии является актуальной и по сей день. 

Главный герой ⇒ цель героя ⇒ непреодолимое препятствие для героя

Эта схема является основополагающей для любого голливудского преподавателя или учебника. Это подтверждает и наличие кинокартин, находящихся в топах кинорейтингов. Например, если взглянуть на фильмы топа кинопоиска. 

Однако, если взглянуть на самый верх этого топа, то первые 3 места окажутся занятыми как раз сценариями, нарушающими шаблоны этой схемы. А именно, выпадает среднее ее звено - цель. Итак, посмотрим, что же с этой шедевральной тройкой не так.

Побег из Шоушенка
Есть герой, заключённый в тюрьму. У героя в тюрьме куча проблем, не считая того факта, что тюрьма сама по себе - это та еще проблема. Но вот цели у него нет. Каждый воскликнет "Да как это нет??? Человек замыслил сбежать из тюрьмы (задался целью) и рыл нору 15 лет". И эти рассуждения будут правильными. Но только с точки зрения этого главного героя. Но этот главный герой не говорит нам о своих планах, не так ли? Ни нам, ни своему другу Реду. У него нет мыслей в слух. Ведь главным рассказчиком является Ред. 
Но создавший книгу Стивен Кинг решил искусственным путем придать сюжету цель: он дал ему соответствующее название и подкрепил логлайном.  Вот логлайн Стивина Кинга: "Страшный сон, ставший реальностью…История невинного человека, приговоренного к пожизненному заключению в тюремном аду. Жесткая история выживания там, где выжить практически невозможно. Увлекательная история побега оттуда, откуда не сумел вырваться еще никто"
То есть нам заранее говорят, что побег будет, но как именно он случится - читайте мою книгу. Кстати, многие думают, что историю выживания можно отнести к цели, но это заблуждение. Ведь все мы когда-то умрем, а значит и цель так и не достигнем. А в классической драматургии цель должна быть выполнена, либо не выполнена, но показана зрителю почему именно. 
А вот создатели непосредственно экранизации даже и с логлайном заморачиваться не стали: "Бухгалтер Энди Дюфрейн обвинён в убийстве собственной жены и её любовника. Оказавшись в тюрьме под названием Шоушенк, он сталкивается с жестокостью и беззаконием, царящими по обе стороны решётки. Каждый, кто попадает в эти стены, становится их рабом до конца жизни. Но Энди, обладающий живым умом и доброй душой, находит подход как к заключённым, так и к охранникам, добиваясь их особого к себе расположения."
Не интригует, потому что почти невозможно написать логлайн без цели в сценарии.
Оригинальное название этой картины, кстати "Рита Хейуорт и побег из Шоушенка". И вот представьте, если бы не было второго названия? Допустим фильм бы назывался "Плакат Риты Хейуорт". И вот с таким названием и логлайном для зрителей цели уж точно не было бы никакой. Просто поселился мужчина в тюрьме, клеит плакат с девушкой и, собственно, фильм пересказывать не буду. Но сбежит ли? И вообще, про побег ли этот фильм? Восприятие совсем иное. Но главный вопрос: "а стал бы этот великий сценарий менее привлекателен?" Ответ на вопрос Вы узнаете внизу статьи, а пока переходим к следующему великому сценарию без цели.

Зеленая миля и Форрест Гамп
В зелёной миле действие также происходят в тюрьме, причём фильм сопровождает еще большее ощущение стационарности. Это происходит за счет меньшего числа персонажей и более узкого сеттинга. Главный герой здесь неочевидный. Это может быть и начальник блока смертников и преступник Джон Коффи. Но важно понимать, что ни у кого в этой тюрьме нет цели. 

А вот Форрест Гамп и вовсе не стал ломать только одно звено драматургии, а сразу взял и поломал третье - преодоление препятствий. Более того, Форресту везёт так, что у любого драматурга задергался бы глаз, ведь создание благоприятных условий или удачных стечений обстоятельств для ГГ просто противопоказаны.  Можно воскликнуть "у Форреста больные ноги! Умерла мама! Все время уезжает девушка!", но на самом деле и ноги, и мама, и девушка - это все бытовые проблемы которые случаются с каждым из нас (+,-). Есть ещё одно важное препятствие - Форрест слабоумен. Но это больше психологическое воздействие на зрителя. Чем более ущербен персонаж, тем больше сострадания он вызывает. Это вообще отдельная тема, возможно, для отдельной статьи. Поэтому Форрест, не взирая не на что, бежит вперед на протяжении 2 с половиной часов и зритель словно бежит в унисон Форресту. 

Итак, как видно из вышеописанного, кто-то из режиссёров великих картин пренебрег некоторыми звеньями в схеме драматургии, а кто-то и вовсе исключил целиком. 

Что же тогда делает эти фильмы шедеврами? Давайте разберемся.

Во-первых, не стоит забывать, что в кинокартине помимо сценарного текста также участвуют движение камеры, качество камеры, игра актеров, привлекательность актеров, музыкальный ряд, саунд дизайн, декорации и ещё огромное количество факторов, которые вместе могут создать такую сцену, которую хочется досмотреть.
А если таких сцен будет 150 и все они будут сшиты интригой? Здесь уже вступает второй элемент: склейка. Момент перехода из сцены в сцену - это, возможно, сильнейшее оружие подобных сценариев.

Вот как это можно проверить: включите любой из вышеназванных кинокартин и отмотайте в случайное место. Досмотрите сцену до конца. Вам хочется выключить или продолжить смотреть? Трудно моделировать эту ситуацию сейчас, когда Вы уже смотрели эти картины, но вспомните себя, увидев впервые эти картины. Какую-то из них Вы явно посмотрели впервые по телевизору, и как раз включив канал случайно. Помните как Вам пришлось досмотреть до конца?  Но ведь цель героя Вам неизвестна. Да и чем весь фильм закончится тоже волнует не в первую очередь. Потому что главное, что нужно вашему мозгу - это следующий шаг.

Какой же вывод можно сделать сценаристу?

Важно понимать, что эта статья не толкает начинающих сценаристов отказаться от канонов и полностью положиться на своё "я". Она не заставляет пренебрегать системой, которая, на самом деле, является скелетом сюжета по умолчанию. В статье говориться о том, чтобы сценарист уделял повышенное внимание склейке между сценами. Наполните каждую сцену вашей истории глубоким смыслом и завершите ее так, чтобы ленивый читатель в подсознании думал "сейчас, дочитаю блок и выключу", "дочитаю и выключу" и т.д до самого конца всей истории.

Загрузка комментариев...